Ключевой момент

Какие контуры 2012 года сейчас прослеживаются на туристическом рынке?

Преддверие нового года, с одной стороны, удобное и подходящее время, чтобы подвести некоторые итоги и бросить взгляд вперед. С другой стороны, конец года традиционно проходит для туристического рынка тяжело. Это крайне тревожное время, чреватое нездоровыми событиями на рынке.

Но если не сейчас, то когда оценить перспективы 2012 года?

И кто как не лидеры рынка могут охарактеризовать, на каких волнах нас будет качать в скором времени.

Сегодня World Travel Biz беседует с Тамарой Халецкой, генеральным директором компании "Солвекс", одним из неоспоримых лидеров туристического рынка С-Петербурга.

WTB: Тамара, 2011 год уходит. Оправдал ли он ваши ожидания?

Т. Х.: Ожидаешь всегда лучшего, а готовишься к - более реалистичному сценарию. Год, в целом, прошел в соответствии с теми прогнозами, что мы делали. В 2011 году у нас существенно  выросли объемы отправляемых туристов. Но этот рост происходил на фоне снижения средней рентабельности от продаваемых туров.

WTB: Приходилось ли вам в уходящем году дотировать Грецию?

Т. Х.: Наш греческий отдел талантлив, поэтому нам на Греции удалось зарабатывать. В 2011 году мы отправили в страну 37 тысяч туристов из С-Петербурга, а прирост к предыдущему году составил 37%. Мы летаем в 10 аэропортов Греции, т.е. делаем те направления, которые на рынке не делает никто.

WTB: Например, Кефалонию?

Т. Х.: Например, Кефалонию. Однако средняя рентабельность и по греческому направлению оказалась ниже, чем в 2010 году.

WTB: Туроператоры все время говорят о снижении рентабельности. При такой логике развития событий она рано или поздно должна вообще прийти к нулю. А дальше что?

Т. Х.: Продолжать работать или уходить с рынка, третьего не дано.

WTB: В таком случае насколько близка "нулевая точка". Может она наступить уже в 2012 году?

Т. Х.: Возможно, некоторые ее уже прошли. Дело в том, что необходимо учитывать множество факторов - от макроэкономической и политической ситуации в различных частях мира до положения дел в банковском и финансовом секторах России и других стран. Риски существуют для всех, вопрос в умении управлять ими.

WTB: А как вы оцениваете такой фактор, как возможный переход Греции на драхму? К чему приведет изменение валютной категории страны?

Т. Х.: Пока трудно оценить, какой эффект введение драхмы окажет на экономику туропеаторов. Практически все контракты с отелями по 2012 году подписаны. Депозиты - в евро - сделаны. Рынок по Греции во многом будет зависеть от действия конкурентов. Новый участник нашего рынка в 2011 году поставил большие дополнительные объемы на Салоники, на Крит. Появилось 3 самолета в неделю на Афины. В 2012 году можно ожидать продолжение активных действий туроператоров по Греции.

WTB: В том числе и ваших?

Т. Х.: В том числе и наших.

WTB: Кипр в 2011 году тоже "страдал" от "активных действий конкурентов"?

Т. Х.: Для Кипра в уходящем году действовало несколько факторов. Началось все с того, что в ноябре 2010 года обанкротилась авиакомпания Eurocypria ...

WTB: У которой с вами был эксклюзивный договор…

Т. Х.: Был. Активы Eurocypria перешли к Cyprus Airways, мы заключили новый договор с этой авиакомпанией. Зимой авиакомпания летала из С-Петербурга в Ларнаку 1 раз в неделю, но летом - уже 7 раз в неделю. При том, что фактически удвоила свою перевозку по Кипру авиакомпания "Россия". А еще на остров активно летало "Трансаэро". Кипр был перегружен перевозкой, но ... к счастью оказался в фаворе у российских туристов. В том числе и по причине оттока с Египта. "Солвекс" в 2011 году перевез на Кипр 9000 туристов с серьезным приростом к показателю 2010 года.

WTB: Одним из ваших любимых направлений является Болгария. Стабильное уверенное направление, но ... и оно не осталось вне определенной нервозности. Сначала появился новый игрок, поставивший свои борта из города на Болгарию. Затем последовал осенний скандал с Bulgaria Air и "Алма тур". Что дальше? Тревожная нестабильность и по этому направлению?

Т. Х.: Полноценной стабильности сегодня нельзя гарантировать ни по одному из направлений. Что касается Болгарии, то с июля "Балкан Экспресс" вывел на рынок свои дополнительные кресла по направлению. Емкость предложения увеличилась на 300 кресел в неделю. Серьезный вклад в перепроизводство на рынке, что и говорить. Вместе с тем, уход с рынка "Алма-тур" освобождает в С-Петербурге  некоторое место на болгарском направлении. И в "брешь" могут хлынуть другие, игроки, в том числе, и новые.

WTB: Обобщая, можно сказать, что и Греция, и Кипр, и Болгария, по крайней мере, в целом шли у вас в 2011 году хорошо. А какие направления реально разочаровали?

Т. Х.: Трудно пошло новое для нас направление Марокко. Направление интересное и мы, конечно, ожидали от него большего. Но даже в условиях спада спроса на Египет и Тунис, туристы не сметали предлагаемые туры в Марокко.

WTB: Какой задел 2012-му году может дать нынешний зимний сезон? Такое "хребетное" для зимы направление, как Таиланд, практически пока никак не оправдывает себя. Чего вы ждете от него дальше? И какие направления успешны для нынешнего зимнего сезона, если говорить о пляжном отдыхе?

Т. Х.: Нормальный спрос на Таиланд, пожалуй, не восстановится раньше января. С другой стороны, после Нового года "Трансаэро" собирается ставить 1-2 дополнительные цепочки на Пхукет из С-Петербурга. Предложение может серьезно превысить спрос, даже если он увеличится. И если сейчас стоимость билета в Бангкок скатывается до $200, то сильно ли она поднимется в январе. На фоне проблем Таиланда, очень бодро продаются туры в Доминикану, на Кубу. На данный момент именно эти направления приносят наилучшую отдачу участникам рынка. Но и по Доминикане "Трансаэро" собирается поставить после Нового года еще одну цепочку из С-Петербурга, тем самым операторам, возможно, снова придется играть на понижение.

WTB: Таким образом, в отношении 2012 года можно сказать, что рынок "обречен" на новый рост любой ценой.

Т. Х.: Такова общая тенденция рынка. Спад происходит только там, где либо природные катаклизмы, либо политические события серьезно ухудшают возможности для отдыха. По всем другим направлениям мы нацелены на рост, даже в условиях жесткой конкуренции. 

27.11.2011, 18:36 | 2395 просмотров

Категории: Новости туроператоров, Рынок

Тэги: солвекс, тамара халецкая, интервью, греция, кипр, болгария