Что видно в туннеле – свет или поезд?

Что видно в туннеле – свет или поезд?

Где находится сейчас российский туристический бизнес, что видит впереди? Насколько сильна надежда на восстановление рынка? Какие перспективы реальны, а какие иллюзорны?

World Travel Biz – в своих лучших традициях злободневности и приверженности рубить  «правду-матку» - вызвал на разговор генерального директора турагентства «Бельмаре», известного сетевого предпринимателя Дианы Фердман (основателя, среди прочих проектов, и руководителя группы «Страна Туризма» в Facebook’e).

World Travel Biz (WTB): Диана, в какой точке возврата / невозврата, по твоему мнению, сейчас находится туристический бизнес России и, в частности, турагентское сообщество?

Диана Фердман (Д. Ф.): Турбизнес в России - понятие очень интересное. Действительно квалифицированный турагент - на вес золота. Это тот самый специалист, кто со временем становится другом семьи, помогает в любой ситуации и не прячется в норку при появлении трудностей на горизонте. Уж что-что, а сложности в этом году появились и проявили себя в колоссальных масштабах.

Низкий порог входа в бизнес еще вчера позволял открыть турфирму практически любому желающему. Это привело к перенасыщению рынка "бронировщиками". При всей неприятности карантина у него есть несомненный плюс: происходит большая чистка рынка. Словно мыльные пузыри лопаются агентства, допустившие кассовые разрывы, а также те, кто в силу недостаточной квалификации не смог использовать все шансы и легальные пути для спасения своего дела.

Когда нынешние перипетии закончатся, туристический бизнес выйдет на новый качественный уровень. Менеджеры, прошедшие школу карантина, будут очень востребованными. Удар, несомненно, ощутим. К прошлогодним объёмам продаж будем возвращаться минимум несколько лет. Но все обязательно в итоге будет хорошо.

WTB: Лето на исходе. Турция открывается, но в усеченном виде – по рейсам и отельной базе. Европа до осени не откроется. К продаже внутреннего турпродукта большинству турагентов толком подключиться не удалось по известным причинам (прямые бронирования, дефицит мест в гостиницах Юга России, проблемы с квотами в отелях у ТО, цены). При этом у многих туристов зависли деньги за ранее оплаченные туры, с переносами которых возникает много проблем. Что остается сейчас делать ТА – молиться, чтобы у Турции все было нормально и продержаться на турецком турпродукте до осени или зимы, а дальше рассчитывать на открытие Доминиканы, Вьетнама, Таиланда? Веришь ли ты в Турцию как спасителя рынка?

Д. Ф.: Показав людям свободу, отнять её невозможно. У многих начинается буквально "ломка" по путешествиям. Посмотрите на соседнюю Украину. Люди сидели на карантине взаперти без возможности ходить на работу и получать зарплату. Многие семьи почувствовали существенный финансовый спад. Тем не менее, первые же рейсы в Турцию полетели полными, и по сегодняшний день спрос только растёт, на ближайшие даты не хватает мест на рейсах, топовые отели уходят в стопы на несколько недель вперёд. Есть примеры, когда номера в отелях были полностью распроданы до самого конца августа ещё две недели назад.

Для украинцев доступны Египет, Турция, Болгария, Хорватия, Албания и другие варианты - соответственно, есть четкие алгоритмы въезда в разные страны и возврата из них. Туристы не считают даже веской причиной для отказа от путешествий необходимость сдать тест на коронавирус. Море манит. Аналогичного явления ожидаю и в России.

Зависшие во время карантина деньги можно использовать по-разному, каждый туроператор оглашает свои правила. Точно могу сказать, что компромисс обязательно находится, в 99.9% случаев туристу предлагается устраивающий его вариант.

Больше всего в этой ситуации достаётся агенту, ведь именно он ежедневно следит за всеми новостями и предлагает туристу самый привлекательный выход из ситуации. Объем работы сейчас в 2-5 раз превышает обычный, а дополнительная оплата при этом не взимается. Вспомните об этом, пожалуйста, когда в следующий раз будете работать со своим агентом.

Спасёт ли Турция российский турбизнес?

Турция, конечно, может это сделать. К нашему вожделенному 10 августа (старт чартерной программы в Анталию из России) планируется открытие колоссального количества отелей. Турки очень нас ждут.

Да, в отелях действуют новые правила, приняты беспрецедентные меры безопасности. Но блаженства от отдыха они не уменьшают, а иногда даже создают дополнительный комфорт.

Что касается открытия зимних направлений, давайте немного подождём с прогнозами. Я думаю, что обязательно будут желающие полететь на море и зимой. Лишь бы чартерные программы выполнялись беспрепятственно.

Коллегам настоятельно рекомендую формировать финансовую подушку безопасности за время урезанного летнего сезона. Эта зима будет непростой.

WTB: Многие ли коллеги, по твоему ощущению, ушли из турагентов в другие дела? Сколько еще уйдет? Какая экосистема в туризме сложится к 2021 году, в какой мере в ней будут присутствовать турагенты? Не показывают ли им все откровенно или косвенно на дверь? Как это поначалу прозвучало в случае с кэшбеком по России.

Д. Ф.: Туризм в крови - он навсегда. Из него действительно сложно уйти. Да, есть коллеги, которые не смогли ждать и ушли в другую отрасль, которая давала возможность заработать деньги сразу. С лёгкой ли душой они уходили? Судя по личному общению и публикациям в профессиональных пабликах, прощание было непростым. К счастью, такие случаи не носят массовый характер.

Много туров бронировалось в декабре, январе, феврале. Почти полгода идут переписки с туристами, работа по возврату средств. Ни один турист не сказал турагентам спасибо, не говоря уже о том, чтобы оплатить труд турагента. Турагент всем вокруг все время должен – туроператорам, туристам. Печальный, зачастую обесцененный труд.

Однако турагенты в 2021 году будут обязательно, причём спрос на их услуги может даже вырасти. Справиться с круговертью обновлений, новостей, требований самому туристу сложно. Агент же постоянно держит руку на пульсе, варится во всех событиях круглосуточно, знает, куда поехать можно свободно, а где есть риск попасть на самоизоляцию или тестирование по возвращению.

Обжегшись в этом году, турист впредь обратится только в то агентство, которое прошло огонь, воду и медные трубы 2020 года без ощутимых потерь. Сегодня репутация, авторитетность и профессионализм агента ценятся, как никогда ранее.

Кроме того, на смену выдоху: "Мы не смогли поехать в путешествие весной 2020" придёт новый вдох: "Мы не потеряли свои деньги, мы отдыхаем за них осенью 2020 или в сезоне 2021 года".

Вот уж какое явление пострадает, так это раннее бронирование. Но и тут туроператоры готовят несколько сюрпризов, которые будут озвучены ближе к зиме. Уверена, туристы будут приятно удивлены.

Турбизнес модифицируется. Все большую востребованность приобретают тревел-консультации, формирование индивидуальных маршрутов и авторских туров. Здесь  возможна работа профи не за комиссию, а за гонорар. Однако в обычных пакетных турах по самым популярным направлениям основным источником дохода турагента по-прежнему останется комиссия.

04.08.2020, 22:47 | 1684 просмотров

Тэги: диана фердман, интервью, турагент