Чуйка против бизнес-плана

Чуйка против бизнес-плана

Год 2014 богат на …. плохие прогнозы.

Только астрологи более-менее бодры и позитивно настроены. А дружный хор экономистов всех рангов и мастей предрекает сложную экономическую ситуацию в мире, стране, на рынке туристических услуг.

Трое из десяти россиян не планируют своих расходов далее, чем на месяц вперед, и только каждый седьмой имеет какие–то жизненные планы хотя бы на пару лет в перспективе. Треть опрошенных граждан какое–либо планирование личного будущего вообще не считают целесообразным.

Из чего разумнее сегодня исходить турфирмам – из тщательно продуманного бизнес-плана, имеющего и вариант «А» (если дела пойдут неплохо), и вариант «Б» (если не все будет хорошо), и варианты от «В» до «Я»? Или полностью (или приоритетно) положиться на свою интуицию и действовать «по ситуации»? Вообще не заморачиваться с детальным бизнес-планом? Поскольку все равно возобладает теория хаоса и все тысячу раз поменяется.

"Экономическая ситуация в стране не очень хорошая, и люди опасаются путешествовать. Многие агентства жалуются, что клиентов стало заметно меньше, люди торгуются за каждую копейку. Плюс курс евро резко вырос», - отмечает Максим Приставко, генеральный директор компании "Джет Трэвел".

«Ошибка большинства туркомпаний в том, что они считают спрос на путешествия неизменным, и достаточно его просто поделить, распределить, «оторваться» от конкурентов, чтобы удержаться на рынке. А на самом деле спрос уже не тот, что несколько лет назад», – говорит Сергей Шпилько, председатель Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы.

Методы исследования рынка, пытающиеся предсказать и оценить реакцию рынка, зачастую оказываются дорогостоящим и ненадежными – пишут в своей «За пределами бизнес-плана» (Simon Bridge and Cecilia Hegarty: Beyond the Business Plan) Саймон Бридж и Сесилия Хегарти. Только практика может дать верную оценку.

Нужно принимать неопределенность как норму – пишут авторы далее. Ее никогда не устранить. Бизнес-план считается инструментом устранения фактора неопределенности. Но выполняет ли он свою задачу?

Скорее, от компаний сегодня нужна способность к оперативной реакции на изменяющуюся ситуацию (волнения в той или иной стране, климатические катаклизмы, банкротства, девальвации и т.д.).

Очень важную роль в этом может играть «чуйка». Хоть немного раньше наступления критического момента «просечь ситуацию» может оказаться решающим фактором.

Бизнес-планы, впрочем, тоже нужны, у них своя роль – голыми-то в общество не ходят, принаряжаются.

19.01.2014, 11:21 | 2701 просмотров

Категории: Рынок

Тэги: 2014, чуйка, бизнес-план, максим приставко, сергей шпилько