Слушать ухом, а не брюхом. О ГрузииИзвестный гуру туризма и гостеприимства, опытный путешественник Виктор Кривенцов недавно побывал в гостеприимной Грузии и поделился своими мыслями на тему: "Что бы я написал в открытом письме туристическим властям Грузии, если бы они меня об этом спросили". Вероятно, вам интересно будет это узнать. «Успехи в развитии туризма в течение последних 15 лет в Грузии бесспорны - нечасто увидишь, чтобы небольшая страна получала несколько миллиардов долларов в год чистых туристических доходов, не считая сопутствующих. Нечасто увидишь столь чётко выстроенную туристическую инфраструктуру и столь дружелюбное отношение к туристам и туризму со стороны властей и общества, - пишет Виктор Кривенцов. - Однако … есть и куда развиваться». «У меня, бывающего в Грузии практически ежегодно с 2000-го года, в последнее время появилось впечатление, что выстроенная в начале 2000-х туристическая инфраструктура Грузии перестала развиваться и, как следствие, страдает некоторой перегруженностью». Вот несколько наиболее важных моментов, на которые стоило бы обратить внимание. 1. Два самых ключевых момента для развития массового туризма в любом направлении - это парковки для туристического транспорта и общественные туалеты. С парковками, особенно в Тбилиси, обстоит не то что плохо - просто никак. Их просто нет, этих самых парковок для туристических автобусов и даже для микроавтобусов, не говоря уж об арендованном туристами автотранспорте. Все имеющееся парковочное пространство центра занимают "махновцы" – люди с индивидуальным промыслом в качестве гида со своей машиной. 2. Туалеты, особенно в Тбилиси, регионе Степанцминды, Сванетии, Боржоми и Саирмэ - серьёзная проблема. Их или нет вообще, или очень, очень мало. Например, на весь огромный боржомский национальный парк он только один, у входа! Простите за подробности, но весь смысл курортов минеральных вод заключается в том, что люди там пьют минеральную воду, пьют много и... перерабатывают её... В центре города Боржоми я увидел только один туалет. В Тбилиси не видел ни одного. Также ни одного я не видел в Телави, Сигнахи и Кутаиси. Так нельзя. Помимо строительства сети общественных туалетов, есть и другой выход, принятый во многих странах - законодательно обязать рестораны и отели использовать свои туалеты как общественные, а не только для своих клиентов. 3. И ещё немного о туалетах. Взимание платы за пользование туалетом на уже платном туристическом объекте (например, вход в Боржомский национальный парк платный, и туалет в нём тоже платный) - это даже не нелогичность. Это позорная мелочность, которая производит очень плохое впечатление. Турист морально готов тратить деньги в отпуске, но, как любой человек, не любит того, что считает "обдирательством". 4. Я заметил повышение цены за пользование некоторыми туристическими объектами в течение последнего года - например, вход в Боржомский парк, Пещеру Прометея и Каньон Окаце или тбилисская канатка. Скажите, а вы сможете объяснить мне, туристу, чем вызвано это повышение, кроме простого желания получить побольше денег?... Что, произошло какое-то качественное улучшение сервиса на этих объектах?... Или, при всех толпах туристов, они вдруг стали убыточными?... Я лично этого не заметил. 5. Тбилиси довольно долго гордился своим бесплатным вай-фай для туристов в наиболее посещаемых ими местах с трогательным названием Tbilisi Loves You. Так вот, Tbilisi Did Not Love Me This Year, потому что к нему стало невозможно подключиться из-за перегруженности. На Площади Свободы даже дождливым вечером с минимумом туристов в наличии это удаётся сделать с седьмого-восьмого раза, на Мейдане не получилось вообще, в аэропорту и на вокзале также невозможно. Понимаете ли вы, что одна и та же мощность и сеть вай-фай сейчас, как 10 - 12 лет назад, просто не в состоянии выдержать возросшее в разы количество туристов-пользователей?... 6. Все эти годы я жду, когда же в аэропорту наконец появится возможность купить карточку тбилисского транспорта - неужели это такое трудно организовать. 7. Я работаю в туризме свыше 20 лет и, уважая либеральность ведения малого бизнеса в Грузии, тем не менее просто поражён тем, что любой человек со своей машиной может работать в качестве гида-водителя туристического транспорта без какого-либо контроля. Вообще без контроля?! А как же безопасность туристов?... В качестве противоположного примера рассказываю вам, как с этим обстоят дела у нас, в Таиланде, в частности, в фирме, которой я руковожу. Нас обязали во всех наших микроавтобусах выломать одно заднее сиденье, чтобы обеспечить аварийный выход; на каждую единицу туристического авторанспорта получить специальные номера, предусматривающие более жёсткий техосмотр; установить GPS-контроллер и сигнализатор превышения скорости для контроля за скоростным режимом; установить слот для считывания данных водительских прав водителя - он также ограничивает непрерывное вождение машины одним водителем максимум в 3 часа. Хоть какой-то контроль за транспортной безопасностью туриста установить следует. особенно в стране, в которой пока практически отсутствует общий техосмотр автотранспорта, и не самое большое уважение к правилам дорожного движения и полным-полно горных дорог. 8. То же самое касается контроля за качеством сервиса отелей, особенно недорогих. Либерализация экономики - это, конечно, здорово, и звучит красиво, но турист должен быть уверен, что какие-то минимальные, элементарные сервисные и санитарные стандарты его отель соблюдает. 9. Если говорить о Тбилиси, особенно о старом городе в районе Абанотубани, то надо что-то делать со многими десятками цыган-попрошаек, которые просто осаждают туристов. Не знаю, запрещает ли грузинское законодательство попрошайничество и приставание; если нет, то по крайней мере приставание следует запретить. 10. О языках. Туризм - вне политики, это очень прагматичная отрасль индустрии. И было бы глупо не замечать, какой огромный процент иностранных туристов в Грузии составляют русскоязычные или использующие русский язык как язык межнационального общения - россияне, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, латвийцы, казахстанцы... Кроме того, нельзя не заметить огромные массы арабоязычных и фарсиязычных туристов, а также вездесущих китайцев. Пора задуматься о дублировании важной для туристов информации не только на английский, но и на фарси, немецкий, русский, арабский, китайский языки. 11. Указатели к достопримечательностям в городах я бы посоветовал не просто сделать, а сделать с указанием пешеходной дистанции к ним, как это принято, например, в Ереване. Кроме того, я бы на перекрёстках улиц в Тбилиси также разместил дублированные на английский указатели с названиями этих улиц. Было бы также здорово иметь возможность прочесть по-английски названия и описания многочисленных прекрасных тбилисских скульптур и храмов. 12. Тбилисское метро сейчас - это очевидная перегруженность и, простите, страхолюдность некоторых станций... Метро - визитная карточка города для независимого туриста, и карточка эта просто обязана быть красивой. А длина платформ станций позволяет увеличить длину составов. Туристический бум по Грузии может сохраниться и дальше, но, если проблемы будут усугубляться … мир большой. 08.07.2018, 13:16 | 1322 просмотров Тэги: грузия |