Сказочный лес виртуальности

Сказочный лес виртуальности

Там чудеса, там леший … то бишь, там бренды бродят. Кое-какие. А люди? А люди там есть?

Во времена повышенной турбулентности, засилья фейков, вбросов, сливов, дипфейков и безудержной манипуляции информацией, во времена крайне неопределенной «реальной» реальности логично, что трубадуры альтернативной, виртуальной реальности рьяно зовут в свои ряды - тоже фейковой «реальности», но сколачиваемой со «вселенским» размахом.

Недавно небезызвестный Марк Цукерберг рассказал инвесторам, как его Meta* все глубже и глубже погружается в черные шахты «метавселенной», пытаясь добыть в них цифровое золото.

*признана экстремистской организацией в России

Цукерберг представил аудитории гарнитуру Oculus Pro за $1500, необходимую для погружения в «метавселенную». На что один из экспертов отреагировал ехидными словами: «Когда самым значительным вашим объявлением является тот факт, что после многих лет инвестиций вы находитесь на пороге дебюта виртуальных персонажей с ногами, это означает, что что-то явно пошло не так!»

Проблема с Марком в том, что он пытается навязать обществу то, в чем большинство людей не нуждается. Его версия «метавселенной» на основе AR/VR остается нишей, а не чем-то, на чем можно сосредоточить компанию с триллионами долларов. Тем более, что эта компания с триллионами долларов потратила последнее десятилетие на то, чтобы сделать такие продукты, как Facebook** и Instagram**, почти непригодными для использования.

**социальные сети, запрещенные в России

Эти «вселенские» соцсети стали как крайне токсичными, так и строго менторскими. (См., например, скриншот ниже).

А какой будет «метавселенная» – из рук тех же «данайцев», что и указанные социальные цифро-продукты?

Ровно год назад в публикации на Hotelier.pro рассказывалjcm, что в разработке находится Horizon - социальная платформа, где – по описанию - «люди смогут взаимодействовать в Метавселенной и где будет размещаться их «дом», «рабочие кабинеты» и различные «миры», а также торговая площадка для продажи / покупки цифровых (и, возможно, физических) предметов». (см. СТАНУТ ЛИ ОТЕЛИ ЧАСТЬЮ МЕТАВСЕЛЕННОЙ? )

Ожидаемо, в «метавселенную» предложили «засосаться» и гостиничным компаниям (и некоторые крупные бренды, в первую очередь, американские, выделили бюджеты на «погружение» в вы(на)думанную виртуальную реальность).

Но игры с Horizon кажутся пустяком по сравнению с тем, сколько времени потрачено на превознесение достоинств бизнес-интеграции на основе виртуальной реальности. Они - «метавселенщики» - пригласили компанию Accenture и рассказали о своем виртуальном офисе, который они сделали из маленьких аватаров - бумажных кукол, они рассказали о захватывающей интеграции… с Microsoft Office и Teams. Трудно понять, что предлагается в качестве революционной трансформации ведения бизнеса.

Meta* (*см. выше) пытается воспроизвести концепцию совместного собрания в комнате, чего большинство людей стараются избегать на базовом уровне, и предлагает что-то, что никоим образом не кажется более последовательным, чем обычное собрание в Zoom или Teams, что также большинство людей никак не вдохновляет. Кажется, что вся эта концепция основана на идее, что вы можете повернуться и виртуально «дать пять» виртуальному же коллеге, сгенерированному в «метавселенной» Ловкий трюк для вечеринки (хотя с этими аватарами и неуклюжий), но … на такие трюки тратятся миллиарды долларов!

Meta* Цукерберга держится на плаву лишь за счет доходов от рекламы, контролируемых конкурирующими технологическими компаниями в социальных сетях (которых все всё больше ненавидят). Ничто в «метавселенной» не кажется даже отдаленно прибыльным, и любые попытки открыто монетизировать ее только сделают ее экспоненциально хуже и еще больше замедлят внедрение.

Гораздо больше, чем разного рода виртуальными «вселенными», «галактиками» или чем там еще, индустрия путешествий и гостеприимства сегодня озабочена вопросами (внедрения) автоматизации.

Во-первых, злокозненная пандемия вынудила многие компании существенно пересмотреть свои системы обслуживания клиентов, обеспечить минимальный контакт между клиентами и сотрудниками. Во-вторых, многие компании поспешили отправить в отставку немало сотрудников, что вскоре вылилось в проблемы с обслуживанием гостей и клиентов. Компании увидели снадобье от головной боли на этот счет во внедрении автоматизации, чат-ботов, ИИ разного уровня.

«Разумеется, людям нравится разговаривать с людьми, а не с роботами, — замечает Франсуа Гуэло, генеральный директор Enso Connect, поставщика услуг искусственного интеллекта для индустрии гостеприимства. – Поэтому важно не только внедрять решения по автоматизации в гостиничном бизнесе, но и выстраивать целую стратегию взаимодействия с гостями, планируя, как технологии дополняют человеческий капитал. И не забывать о людях!».

«Следующее поколение путешественников, возможно, захочет взаимодействовать как с людьми, так и с технологиями, - добавляет он. - Ключ к успеху в том, чтобы переключаться между ними… плавно».

Возвращаясь к цифровым «вселенным», китайская Jing Daily сообщила недавно, что, согласно исследованию компании DappRadar, цифровая «вселенная» The Sandbox имела максимальное количество ежедневных активных пользователей всего 4503 человек, а другая «вселенная» Decentraland – лишь 675.  Как-то голенько у них там в виртуальных мирах!

В новостных сообщениях то и дело отмечается, что «метавселенная» Horizon Worlds от Meta* также страдает от низкого числа пользователей, низкого уровня удержания аудитории и сбоев в работе.

Между тем, стоит оценить и «цену» исхода в «метаверс» для людей.

Очевидно, речь идет о еще большей (хотя, казалось бы ,куда еще больше!) или окончательной потере приватности.

В современном мире цена приватности и так не высока - за нами повсюду следят алгоритмы (сообщая кому надо все, что те хотят о нас знать).

В физической реальности алгоритмы контролируют людей через камеры.

В цифровом мире цифровые «следы» постоянно отслеживает и анализирует другая огромная армия алгоритмов.

Наши все более умные гаджеты предоставляют массу дополнительной информации обеим названным армиям алгоритмов, следя за нашей жизнью в обеих реальностях (и физической, и цифровой).

Лишь в таком виде реальности, как реальность наших мыслей и чувств, мы до сих пор могли рассчитывать на сохранение (хотя бы частичное) приватности. На слежку (и контроль) за этим b претендуют миры «метавселенных». Упомянутая в начале гарнитура виртуальной реальности Quest Pro оснащена 10 камерами слежения:

Пять камер следят за внешним миром – окружающим «метапоселенца» миром смешанной реальности. Пять других камер следят за внутренним миром мета-человека - реальностью его мыслей и чувств, которая анализируется и реконструируется по его взгляду, мимике и языку тела.

Не афишируется, что данные о мимике и движениях глаз пользователя Quest Pro могут передаваться другим компаниям. А в политике конфиденциальности для гарнитур говорится, что данные, передаваемые внешним компаниям, «будут регулироваться их собственными условиями и политиками конфиденциальности». Ну а что будет написано в этих политиках, не знает никто.

Гложут сомнения в «дивном» развитии событий. Путешествия в виртуальной реальности не стали мейнстримом, хотя в них усердно зазывали во время пандемийной изоляции (вспомним кампанию «Сидим дома», смотрим кино). В отличие от обычных путешествий, которые, как правило, ассоциируются со свободой и выбором, «консервированный» видеоконтент позволяет просматривать только то, что было записано для просмотра.

Но не получится ли с «метавселенными» так же, как с "добровольной» вакцинацией": людей и бизнес будут подталкивать в новую реальность, скажем, требованием 60 процентов AR- или VR-нирования бизнеса, а иначе … «отключим газ». Цифровизация ведь стремительно шагает и по миру, и по России. «Цифровизаторы» «бодры и веселы». А почему нет?

Кто да пандемии мог вообразить, что Роспотребнадзор будет определять не только качество грузинского вина, но и судьбу страны и участь людей? А ведь есть еще и Роскомнадзор! Создать новый Оперштаб дело недолгое …

Между тем, акции Meta* упали более, чем на 61% в 2022 году - отмечает CNBC. В мае 2022 компания уже предупреждала сотрудников о сокращениях в подразделении Reality Labs, в июле — о «тяжёлых времёнах» и сокращении найма в целом. По данным ряда изданий, хотя сам Цукерберг «одержим» «метавселенной», многие тестеры и сотрудники компании считают разработку «забагованной».

Этот дивный сказочный лес … из которого хочется поскорее выйти на свежий воздух.

 

18.11.2022, 20:51 | 663 просмотров

Тэги: метавселенная, metaverse