Почему Плешаковы не смогли продаться «Аэрофлоту» в 2014 году

Почему Плешаковы не смогли продаться «Аэрофлоту» в 2014 году

Авиационный бизнес – не простое дело. Сколько уже людей и компаний «погорело» на нем. Не пошел авиа-бизнес, например, у «Натали турс» - потеряв несколько миллионов долларов, собственники туроператора в свое время поспешили избавиться от авиакомпании AJT.  Недолго жила и российская бюджетная авиакомпания «Авианова» …

Владельцы «Трансаэро» видели туманное будущее и предлагали «Аэрофлоту» выкупить свою авиакомпанию еще в 2014 году. Сначала Ольга и Александр Плешаковы завели речь о $300 млн, но затем «упали в цене» до $100 млн. Не помогло.

Что было не так в бизнесе «Трансаэро», что авиакомпания теряла капитализацию и не могла продаться? Интересно, что базовые ответы лежат на поверхности – раздутый самолетный парк и игра в низкие цены. Тут даже не нужно быть никаким финансовым аналитиком.

«Трансаэро» на очень многих направлениях стала вторым назначенным перевозчиком вместе с «Аэрофлотом». Такая стратегия стала ошибочной: «Трансаэро» создало избыток перевозных мощностей, испортило рынок, а перевозками ниже рентабельности просто загнало себя в долговую яму.

Первые признаки кризиса в «Трансаэро» эксперты заметили еще два года назад, когда компания с большой задержкой и большими оговорками аудитора опубликовала отчетность по МСФО. Аудиторы отметили неправильный учет финансового лизинга, доходов будущего периода и поставили под сомнение оценки кредиторской и дебиторской задолженности. Сложилось впечатление, что положение компании в будущем чревато проблемами. И сложилось у многих.

Когда начались события на Украине, а экономическая ситуация в России стала  ухудшаться быстрыми темпами, разговоры о том, что «Трансаэро» не выживет стали громче.

Впрочем, осенью 2014 года «Трансаэро» удалось продлить себе жизнь – в октябре  Сбербанк оформил компании кредит на 45 млрд. рублей. К тому же власти предоставили  компании госгарантии на 9 млрд. рублей, чтобы она смогла получить кредит у банка ВТБ.

Такая адресная помощь одной авиакомпании возмутила конкурентов.

Тем временем все лето авиакомпания, правительство и банки провели в переговорах о бизнес-моделях и планах выхода авиакомпании из кризиса. Но … по сути в «Трансаэро» не хотели ничего менять. Однако принимать сразу жесткие меры к «Трансаэро» кредиторы и правительство опасались – иначе полстраны не приедет из отпуска.

В июле авиакомпания неожиданно устроила демпинг, желая, распродав множество билетов, шантажировать правительство и тем самым избежать неминуемого банкротства. Тем и разозлила уже не только «Аэрофлот», но и чиновников!

Для спасения «Трансаэро» вице-премьеру Шувалову нужно было или прямое указание руководства (президента или премьер-министра), или детальный план по выводу компании из кризиса от Плешаковых. Ни того, ни другого не было – говорят источники на рынке.

В правительстве поняли, что реальной становится перспектива социального взрыва: остановки полетов, тысячи пассажиров в аэропортах. Шувалов решил действовать на опережение и сразу сделать то, что было бы сделано все равно – передать пассажиров проблемной авиакомпании «Аэрофлоту».

15.09.2015, 09:07 | 2323 просмотров

Категории: Новости авиакомпаний

Тэги: плешаковы, трансаэро, аэрофлот