МИД РФ предупреждает:

Во имя избежания недоразумений при поездках на Кипр.

 

Проблема назрела.

 

Всем турагентсвам рекомендуется изучить документ МИД РФ и делать все необходимое для соответствующего информирования туристов во избежание недоразумений.

 

«В связи с сохраняющейся неурегулированностью проблемы разделенного де-факто Кипра и с учетом вероятности въезда российских граждан на север острова – территорию, оккупированную с 1974 г. Турцией, минуя официальные власти международно признанной Республики Кипр, Министерство иностранных дел Российской Федерации полагает целесообразным привлечь внимание российских граждан, направляющихся на Кипр, к следующим обстоятельствам», - говорится в документе.

 

1. Продолжают действовать резолюции Совета Безопасности ООН по Кипру 541 (1983) и 550 (1984), которые предписывают всем членам мирового сообщества «не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр», «уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр», а также «не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию» на севере острова Кипр (т.н. «Турецкой республике северного Кипра»).

 

Принципиальная позиция Российской Федерации состоит в признании в качестве субъекта международных отношений исключительно Республики Кипр со столицей в г. Никосия.

 

В этой связи возможности российских властей по оказанию правовой и иной помощи российским гражданам и экономическим операторам в случае вовлечения их в конфликтную ситуацию на севере Кипра весьма ограничены.

 

2. По-прежнему действуют решения пользующегося международным признанием правительства Республики Кипр об объявлении незаконными пунктов въезда – выезда, находящихся на оккупированной территории острова, вне сферы контроля государственных органов Республики Кипр. В соответствии с установленным в Республике Кипр порядком, российские граждане должны прибывать на Кипр через контролируемые властями Республики Кипр пункты въезда, где они проходят соответствующий паспортно-визовый контроль. К таким пунктам въезда – выезда относятся аэропорты Ларнаки и Пафоса, порты Ларнаки и Лимассола, а также пункты стоянки морских яхт на южном побережье острова. Аналогичный порядок предусматривается и действующими между Российской Федерацией и Республикой Кипр двусторонними соглашениями.

 

Обращаем внимание на то, что между Россией и Кипром действует визовый режим взаимных поездок граждан. По выполнении визовых формальностей в Посольстве Кипра в Москве либо в Генконсульстве Кипра в Санкт-Петербурге либо непосредственно в пунктах въезда в Республику Кипр (при условии наличия провизы) власти Республики Кипр допускают посещение северной оккупированной части Кипра с обязательным условием возвращения через соответствующие КПП на юг острова. В случае въезда российского гражданина на Кипр с севера (в том числе из Турции) последующая попытка пересечения «зеленой линии», разделяющей северную и южную части острова, чревата задержанием и привлечением к уголовной ответственности согласно действующему кипрскому законодательству за незаконный въезд на территорию Республики Кипр.

 

Наличие в паспорте отметки «властей ТРСК» о въезде в северную часть острова из-за границы (не через «зеленую линию») автоматически препятствует последующему получению владельцем такого паспорта въездной визы в Республику Кипр. Не исключено также возникновение трудностей с получением в дальнейшем шенгенской визы, прежде всего в Грецию, так как Республика Кипр является полноправным членом Европейского союза.

 

3. По вопросу приобретения недвижимости и совершения иных коммерческих сделок в северной части острова рекомендуем иметь в виду, что в юридическом отношении (кипрское национальное законодательство и законодательные акты Евросоюза) греки-киприоты продолжают сохранять право собственности на значительную часть недвижимости (около 80 процентов), находящейся на севере Кипра, хотя после трагических событий 1974 г. и соглашения об обмене населением 1975 г. подавляющее число греков-киприотов покинуло оккупированную часть острова. Таким образом, сделки с недвижимостью, а также инвестирование в объекты инфраструктуры на севере Кипра, если они затрагивают законные имущественные права греков-киприотов, сопряжены в условиях неурегулированности кипрского вопроса со значительными рисками и могут повлечь за собой длительные судебные разбирательства и крупные штрафные санкции. В соответствии с поправками, внесенными в Уголовный Кодекс Республики Кипр 20 октября 2006 г., за приобретение недвижимости без согласия ее законного владельца (что квалифицируется как преступный сговор и мошенничество) предусмотрена мера наказания в виде лишения свободы на срок до семи лет.

 

Необходимо также учитывать, что в соответствии с Договором между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г. на территории России решения кипрских судов по гражданским делам, а также приговоры судов по уголовным делам в части, касающейся возмещения ущерба и других гражданско-правовых требований, подлежат признанию и исполнению.

 

28 апреля 2009 г. Суд Европейских сообществ вынес решение по запросу Апелляционного суда Англии и Уэльса относительно дела «М.Апостолидис против четы Орамс», которое, по сути, может стать прецедентным в случае дальнейших обращений греков-киприотов с исками против граждан других стран, незаконно приобретших недвижимость на севере Кипра. Согласно решению Суда ЕС приостановка применения законодательства Евросоюза в районах Кипра, где правительство Республики Кипр не осуществляет эффективный контроль, а также тот факт, что решение суда Республики Кипр не может быть исполнено непосредственно по месту нахождения собственности, не могут препятствовать признанию и исполнению соответствующего решения в других странах-членах ЕС. Таким образом, на основании решения компетентного суда Республики Кипр может быть конфискована собственность ответчика, которая находится на территории других стран-членов ЕС.

 

 4. Высшие учебные заведения, функционирующие на оккупированной территории, рассматриваются властями Республики Кипр как незаконные, а выдаваемые ими дипломы об образовании – не имеющие силы. В соответствии с этим позиция официальной Никосии состоит в том, что документы вузов т.н. «Турецкой республики северного Кипра» не должны считаться действительными в государствах-участниках Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, от 11 апреля 1997 г. При этом власти Республики Кипр ссылаются также на директиву Европейского союза 2006/143/ЕС, устанавливающую обязательное лицензирование национальными уполномоченными органами всех высших учебных заведений и выдаваемых ими документов об образовании. Обращается внимание на тот факт, что вновь открываемые учебные заведения на севере Кипра располагаются, как правило, в зданиях, являющихся собственностью греков-киприотов и незаконно конфискованных у их владельцев.

 

5. 29 апреля 2004 г. странами Евросоюза введен в действие Регламент Комиссии ЕС о торговле через «зеленую линию», разделяющую северную и южную части острова, который предусматривает осуществление экспортно-импортных операций с турко-кипрскими контрагентами при посредничестве официальных кипрских властей с использованием легальных воздушных и морских портов Республики Кипр. Таким образом, экономическая деятельность в обход официальных властей Республики Кипр ставит под сомнение легальность бизнеса.


15.09.2011, 17:34 | 2141 просмотров

Тэги: мид россии, кипр, право, виза