Как круглое с квадратным![]() Пока турбизнес и автопрокат плохо стыкуются. И теряют прибыль из-за слабого взаимодействия друг с другом. Туристические компании могли бы больше зарабатывать, предлагая аренду машин своим клиентам, а бизнес по прокату авто получил бы приток новых заказов через туроператоров, турагентов и агрегаторов. Так рассуждпли эксперты на туристической сессии форума «АвтоРент 2025», состоявшегося в Москве в кластере «Ломоносов» 1 апреля. Проблема кроется в том, что турист, отправляясь в поездку по России и планируя арендовать авто, находится в непонимании, где это делать, чтобы быть уверенным в качестве и сервиса, и самой машины. (Между тем, на автомобилях сейчас передвигается порядка 30% туристов). «Турист обычно идет в поисковик, где получает совершенно бессмысленный набор абсолютно разных сайтов. Там ему крайне сложно оценить разницу условий и сравнить сервисы, особенно в том регионе, где он еще не был», — заметил модератор сессии, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин. «Мы опросили 230 представителей турагентств из разных регионов России и выяснили, что 72% из них не работают с сегментом автопроката, - добавил он. - А из туроператоров 53% ответили нам, что не предоставляют такие услуги своим клиентам. Причем 11% компаний, получая такой запрос, просто не знают, куда с ним обращаться, а еще 13% — не обращаются никуда, потому что считают, что автопрокат в России представлен очень плохо». Поскольку спонтанность — главный критерий таких самостоятельных поездок, доступ к автомобилю должен быть обеспечен в короткие сроки. «Однако зачастую, когда турист приезжает в другой регион, где хочет продолжить путешествие на машине, выясняется, что позаботиться об автомобиле ему нужно было намного заранее», — отметила коммерческий директор Smorodina.ru Татьяна Шикалова. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо разрабатывать совместные продукты с туроператорами, с гостиничными холдингами - считают эксперты. «Я проехал всю Россию — от Владивостока до Калининграда — и максимум в 3% гостиниц увидел аренду машин. Глобального федерального игрока на этом рынке сегодня нет. Поэтому мы ходим по холдингам, гостиницам и объясняем, что аренда авто для отеля должна быть одной из его звёздочек, обязательным сервисом», — поделился Евгений Мелехин, руководитель компании RexRent. С тезисом о том, что на рынке автопроката в России не хватает большого игрока, согласен независимый travel-tech эксперт Вадим Мельников. «Понятное дело, что можно задуматься о том, чтобы построить такого агрегатора и, собственно говоря, аккумулировать у себя на площадке много разных партнёров. Но это совсем другой бизнес, а стоимость денег сейчас очень высокая. Инвесторам непросто решиться на такой шаг, потому что нормальной аналитики этого сегмента рынка нет — не до конца ясно, что конкретно нужно клиентам, будет ли спрос? Те цифры, которые есть сейчас, только рисуют портрет клиента автопроката. А вот какая будет итоговая маржинальность — пока не очевидно». Ситуацию усугубляет и то, что и в самих компаниях по прокату авто настороженно относятся к туристам. «Турист приехал в регион, разбил тебе машину и улетел домой. Ну что, судиться с ним? Лететь по месту регистрации ответчика — куда-нибудь в Новосибирск? Если у меня там нет филиала, это значит, что надо нанимать юриста. И это очень долго, очень дорого и вообще без гарантированного эффекта», - горько заметил основатель сервиса autobnb.ru Никита Ситников. - Собственно, я 100 раз подумаю, нужен ли мне такой турист. Глобально у нас туристы — это такая фрагментарная история, которую мы пока толком не знаем, как развить». «Российская индустрия автопроката сталкивается со множеством вызовов из-за недостаточной цифровизации. Многие теряют большую часть выручки, отпугивая клиентов неудобными форматами, бумажными договорами и непрозрачными условиями аренды», - подчеркнул организатор мероприятия и основатель «Рентли Технологии» (Rently) Артурс Зантманс. При этом вряд ли одна компания способна в одиночестве провести все необходимые изменения, поэтому всем игрокам рынка целесообразно объединить усилия для масштабной цифровой трансформации отрасли. 07.04.2025, 09:13 | 834 просмотров Категории: Средства передвижения, Рынок |