Аэропорт Берлин-Бранденбург: история неудач завершенаВместо 5 лет новый аэропорт Берлина - Берлин-Бранденбург (BER) - строили 14, бросив тень на немецкую репутацию точности. Открыли аэропорт в разгар локдаунов как пасынка новой эпохи. Еще в 1990-е годы столица объединенной Германии решила, что ей нужен современный аэропорт, соответствующий ее статусу. Три ее аэропорта времен холодной войны были слишком маленькими и старомодными. Достижение цели оказалось сложным – ведь к зданию, которым ежегодно пользуются миллионы людей, предъявляются не только эстетические требования, но, например, требования пожарной безопасности. Как иронично заметил один оппозиционный политик, «чернила на акте планирования аэропорта едва высохли, а уже пошла череда изменений». Был добавлен совершенно новый этаж, чтобы увеличить вместимость. Мэр Берлина Клаус Воверайт настаивал на приеме в аэропорту огромного Airbus A380, хотя третий по величине аэропорт Германии не собирался принимать двухпалубный самолет. Далее, стремясь увеличить доходы для выплаты обременительных долгов, город расширил торговую площадь в аэропорту до 2000 кв м. Все это время архитектор проекта - фон Геркан – сохранял первоначальный проект крыши здания. Платой за это стала очень сложная система пожарной безопасности, она отказывалась направлять дым в желаемом направлении. Вместо уродливых труб для отвода дыма решили установить мощные вытяжные вентиляторы, засасывающие дым под здание, чтобы затем направлять его по подземным трубам. Тысячи створок внутри труб должны были открываться и закрываться в ответ на сотни различных сценариев пожара - и все это контролировалось сложным программным обеспечением. Если заслонка закрылась бы в неподходящее время, возникшее давление могло привести к разрушению трубы. Хотя система была функциональна в теории, никто не знал, будет ли она работать на практике. Когда строительство началось в 2006 году мэр Воверайт объявил его своим «престижным проектом» и объявил дату открытия BER в ноябре 2011 года - по совпадению, именно в этом году он собирался переизбраться. Были заключены десятки различных контрактов, каждый из них отвечал за разные аспекты строительства. К 2010 году начали просачиваться слухи, что все идет не так. В связи с изменением законодательства ЕС стало необходимо расширить зоны безопасности, что вынудило строить «охранные павильоны» внутри терминала. В 2010 году, когда обанкротился один из крупных подрядчиков, мэру Берлина не оставалось ничего другого, как отложить открытие аэропорта на семь месяцев. Но когда в конце декабря 2011 года были наконец проведены испытания противопожарной системы, случился провал - автоматические заслонки не открывались и не закрывались, как предполагалось. Вытяжные вентиляторы оказали слишком большое давление, в результате чего трубы взорвались.
У системы безопасности не было шансов получить вовремя одобрение от TÜV - немецкого регулятора безопасности. Поэтому руководство аэропорта разработало план Б, названный «человеко-машинным интерфейсом». Согласно плану Б, работа над полностью автоматической системой была бы продолжена после открытия аэропорта. Тем временем реагировать на пожар будут люди, вручную открывая и закрывая заслонки. Это предложение было «актом отчаяния, - сказал один из инженеров в ходе последующего расследования сенатом. «Нельзя заменить полностью автоматизированную систему людьми. Если бы вспыхнул пожар, была бы катастрофа. Ни вентилятор, ни заслонку нельзя было открыть вручную». Всего за две недели до как будто бы открытия аэропорта, когда шампанское было уже практически охлаждено, было объявлено об очередной отсрочке завершения проекта - на этот раз до 2013 года. В 2013 году для спасения проекта было привлечено новое руководство. Один из этих новых «спасителей» впоследствии был признан виновным в получении откатов по новым контрактам. В 2013 году новое руководство решило, что подземная система пожарной безопасности, которую инженеры прозвали «монстром», совершенно неработоспособна. Ее заменили более простой – дым будет подниматься вверх по дымоходам. После череды скандалов, к середине десятилетия, когда на стройплощадке почти ничего не происходило, пошли слухи, что здание будет снесено. Только в 2017 году дело опять сдвинулось и … вот 31 октября 2020 года, когда на 80% упали международные авиаперевозки, новый аэропорт Берлина без особой помпы все-таки открыли. Каким он предстанет перед пассажирами, еще только предстоит увидеть … 01.11.2020, 22:18 | 1104 просмотров |