От чего «трясет» Мальдивы

Удивительно, что сегодня жгут покрышки, бьют стекла и требуют немедленной отставки правительства не где-нибудь в Северной Африке или на Ближнем Востоке, а на Мальдивах.

В райской глуши, где на 1200 островков приходится всего 400 тысяч жителей.

В ноябре 2008 г. на Мальдивах уже завершилась одна демократическая революция, которая вплоть до мельчайших деталей соответствовала недавним событиям в Тунисе и Египте – пишет собственный обозреватель сайта Slon.ru Максим Саморуков.

До 2008 года на протяжении 30 лет Мальдивами правил диктатор Момун Гаюм. Не особенно кровавый, но вполне авторитарный: он шесть раз переизбирался президентом страны, получая на безальтернативных выборах более 90% голосов. Западу такие методы управления не особенно нравились, но Гаюм так же, как Мубарак и Бен Али, успешно оправдывался тем, что малейшая демократизация приведет к власти исламистов, которые сделают из курортного направления рассадник терроризма.

В конце концов режим поднадоел разбогатевшим на туризме мальдивцам и в стране начались массовые акции протеста с требованиями демократических реформ. Власти ответили силовым разгоном, арестами и ввели в стране чрезвычайное положение.

Плохой международной имидж означал бы крах для местной туриндустрии, а вместе с ней и всей экономики, поэтому Гаюм пошел на уступки. После почти целого тысячелетия, прожитого при буквальном или фактическом (с 1968 года) султанате, на Мальдивах наступила настоящая демократия.

Власти архипелага выпустили из тюрем сотни политзаключенных, разрешили политические партии, дали свободу СМИ, даровали народу первую в истории страны конституцию. Венцом демократизации стали первые альтернативные президентские выборы.

Их выиграл журналист, гуманист и лауреат кучи международных премий Мохаммад Нашид.

Вскоре, впрочем,  выяснилось, что в экономике страны накопилась куча застарелых проблем, на которые так некстати (и неудачно) наложился мировой кризис.

Поначалу новый президент занимался в основном программами развития альтернативной энергетики и потихоньку сокращал госаппарат, и мальдивцы не сильно беспокоились. Но в начале апреля случилось то, что привело в ярость всех жителей архипелага.

Власти отменили привязку курса местной валюты – руфии – к американскому доллару. Эта мера была неизбежна. Много лет власти Мальдивов баловались тем, что финансировали государственные расходы, печатая ничем не обеспеченные руфии. Официальный курс все дальше отрывался от реального, банки отказывались продавать валюту, процветал черный рынок, а импортеры страдали от растущего дефицита долларов. Государственные финансы трещали под грузом гигантского дефицита платежного баланса (около трети ВВП), и спасти их не могли даже доходы от туризма.

Поэтому в начале апреля власти Мальдив объявили, что вынуждены перейти к плавающему курсу руфии, который будет колебаться в пределах 20% от старого значения.

В ответ мальдивцы бросились менять все имеющиеся руфии на доллары, банки тут же девальвировали обменный курс на максимально допустимые 20%, а цены на импортные товары стали быстро расти. Подорожание коснулось всех мальдивцев без исключения, потому что архипелаг из крошечных островов вынужден импортировать практически все, и, прежде всего – продовольствие и топливо.

В результате мальдивская столица Мале уже неделю тонет в дыму от горящих покрышек, магазины стоят с разбитыми витринами, а полиция ведет борьбу с недовольными (уже есть первые погибшие).

На пятницу (как и полагается в мусульманских странах!) намечены особенно массовые выступления, вдохновленные неистребимой надеждой на то, что если опрокинуть очередной антинародный режим, то следующий наверняка принесет всеобщее счастье и процветание (хотя бы на год-другой).

06.05.2011, 15:25 | 1981 просмотров

Категории: Забастовки и столкновения

Тэги: мальдивы, демонстранты