Заманят ли туристов на Родину дешевые рубли?

В рублевом выражении туры за рубеж в летнем сезоне 2009 года будут стоить дороже, чем те же самые турпоездки год назад, хотя в валютном исчислении они обречены подешеветь. Сакраментальный вопрос состоит в том, в какой мере сопоставление рублевых ценников способно повлиять на выбор туристов и привлечь их к российским курортам вместо зарубежных? Похоже, ни в какой. «Проблема» экономического кризиса в России заключается в том, что цены в условиях падающего спроса не снижаются, а, наоборот, растут. Причин такого явления несколько и одна из них – инфляция. Вместе с инфляцией взяли курс на подорожание и российские курорты на Черном море. Впрочем, многие потенциальные российские туристы, перед которыми стоит выбор, где отдыхать в 2009 году, к рублям сильно не привязаны. Как следует из данных Центробанка, в декабре россияне вывели из рублевых депозитов 92 млрд рублей. Одновременно продолжали расти валютные вклады. Всего за четыре месяца рублевая стоимость валютных вкладов увеличилась почти в два раза. Таким образом, нынешний кризис ускорил вытеснение рубля из денежно-кредитной сферы. От долларизации пассивов страна перешла к долларизации активов и в качестве ориентиров при планировании потребления и расходов держит перед собой ценники в у.е. В начале 2000−х годов стало казаться, что с долларизацией российской экономики в целом покончено. Однако вышло, что де-долларизировались лишь домохозяйства. Корпоративный сектор активно делал валютные долги. Недостаток кредитных ресурсов восполнялся извне долларами и евро. Кризис всего лишь обнажил такое положение дел, а заодно быстро вернул домохозяйствам интерес к валютным сбережениям. Тренд на «долларизацию» (валютизацию) экономики и расчетов носит сегодня устойчивый характер. Таким образом «дешевые рубли» сегодня явно не тянут на то, чтобы выступать в роли хорошей приманки для туристов. Согласно недавнему опросу, проведенного ВЦИОМ, среди потребительских планов россиян на 2009 год, как и в прошлом году, лидирует ремонт в квартире (22%), второе место занимают расходы на туристические путевки (9%). Однако по сравнению с прошлым годом покупательские амбиции россиян выглядят скромнее. Расходы на турпутевку планирует 9% населения, а не 12%, как в 2008 году.

17.02.2009, 22:59 | 1710 просмотров