Электронные визы: «разбег - на рубль, удар – на копейку»Электронные визы – дело современное, трендовое, но их запуск в С-Петербурге, к сожалению, начался в стиле «первый блин комом». И ком этот слепился еще до пандемии злостного к-вируса. Что пошло не так? Чего ожидать от проекта «э-виза» дальше? World Travel Biz решил подвести промежуточный итог - где мы находимся с электронной затеей сейчас – модная ли это игрушка властей или в самом деле действенный инструмент для стимулирования въездного туризма в Россию? Запуск проекта, прямо сказать, пришелся на не самое удачное время – осень и зиму, когда у авиакомпаний скудное расписание полетов из-за рубежа в С-Петербург (на этот факт обращали внимание многие участники рынка, см., например, наше интервью с генеральным менеджером отеля «Коринтия Санкт-Петербург»). Усугубили ситуацию технические проблемы с разделом сайта МИД РФ, созданном для оформления е-виз (о нервотрепке туристов из Индии см. в публикации). Сотни туристов из разных стран покинули Россию в принудительном порядке только из-за того, что, например, нужная строка в анкете отсутствовала, объяснений не предлагалось, а пограничники не были настроены прощать несчастным туристам их промахи). Сразу после запуска э-визы стало очевидно, что ее потребителями, в основном, стали жители соседних с Ленинградской областью и С-Петербургом стран – при этом почти половина всех оформленных виз пришлась на граждан Эстонии, отправившихся в Россию на своих авто или автобусах. Еще одной недоработкой проекта стало то, что иностранные туристы не могли отправиться в Россию по электронной визе на поезде, так как для этого не было создано технической возможности (в «пролете» с э-визой оказались пассажиры идущих из Финляндии поездов «Аллегро» и «Лев Толстой»). По официальным данным МИД РФ за период с октября 2019 по февраль 2020 на Калининградском направлении было выпущено около 90 000 электронных виз (по С-Петербургу и Ленобласти в дальнейшем - более 100 тысяч). Вроде бы неплохо, но по С-Петербургу и ЛО по сравнению с прошлогодними показателями роста общего турпотока в связи с введением электронной визы на границе практически не состоялось. При этом объем «электронки» в рамках общего въездного пассажиропотока не превысил 3%. По бесплатным визам в основном ехали те же лица, кто раньше ездил в Россию по платным. Где же тогда долгожданный рост турпотока? Ассоциация Содействия Российско-Китайскому Туризму (АСРКТ) опросила туроператоров, гидов-переводчиков и отельеров на предмет влияния е-визы на их бизнес и на туризм в целом. «Большая часть из тех с кем мы общались, невесело шутят, - мол, «электронный турист» он как Снежный человек, все о нем говорят, но еще никто его не видел, покажите нам его хотя бы издали. По мнению участников рынка, в настоящее время поездки в рамках электронной туристической визы не имеют ничего общего с классическим индивидуальным экскурсионно-познавательным туризмом», - считает в итоге Юрий Цуркан, председатель Совета АСРКТ. «Э-виза стала хорошим инструментом укрепления приграничных связей, возможностью встретиться родным и близким, которые в силу исторических процессов живут по разные стороны границы, так как подавляющее большинство въезжающих - это «бывшие наши» из сопредельных стран балтийского региона, реже из Финляндии и Германии. Это лица, посещающие РФ главным образом с хозяйственно-бытовыми и личными целями и путешествующие на своем авто», - добавил председатель. В результате большинство представителей туристического бизнеса смотрит на перспективы э-виз без особого оптимизма. Они полагают, что э-виза в ее настоящем виде будущего не сделает, она на руку лишь иностранным онлайн-сервисам бронирования, предлагающим, кроме гостиниц, апартаменты и квартиры посуточно. Выгодна «электронная виза» и иностранным агентствам-«помогайкам», за деньги помогающим в заполнении российских визовых онлайн-анкет, а также нелегальным перевозчикам и «экскурсоводам-нелегалам». Не взирая на все огрехи, сейчас, не дожидаясь окончания эпопеи с коронавирусом, Ростуризм предложил расширить спектр действия электронной визы. Причина на это очень важная - помочь туристической отрасли выйти из патовой ситуации, вызванной короновирусным коллапсом. Только, как видим, значительная часть «электронщиков» проходит мимо турбизнеса. Схема простая: «Электронка» - агрегатор – апартамент. Все-таки задачей государственных институтов, ответственных за функционирование туротрасли, в первую очередь является создание условий, при которых в страну поедет больше платежеспособных туристов, и их обслуживание даст рабочие места, а государству- налоги. Имеются ли данные о том, сколько заработала Россия от эксперимента с «электронными визами»? Оказывается - нет. Замминистра иностранных дел РФ в интервью «Коммерсанту» заявил, что «финансовое прогнозирование», т.е. расчеты того, сколько денег принесут российскому бюджету поступления от приезжающих по электронной визе в виде налогов со средств размещения и других производителей тур услуг, «... выходит далеко за рамки компетенции МИД России». Иными словами, экономических обоснований введения бесплатной электронной визы (как собственно и платной), попросту не имеется, так как финансовое и социальное моделирование не осуществлялось. По словам того же чиновника, «точная оценка расходов таких иностранных граждан в ходе их пребывания на территории России, как вы понимаете, вряд ли возможна...». Тем не менее, у нового президента РСТ одной из первых инициатив, с какими он вышел к главе Ростуризма Зарине Догузовой, стала поддержана административным ресурсом проекта «электронных виз». Визовые послабления – звучит воодушевляюще, однако послабления, вводимые Россией в последние годы, показали, что выигрывают от них определенные бенефициары, но не российская экономика. Пожалуй, наиболее яркий пример на этот счет – соглашение о безвизовых групповых поездках, заключенное с Россией с Китаем в 2000 году. Это соглашение фактически привело к появлению посредника-монополиста – ассоциации «Мир без границ», получающей за оформление списков китайских туристов по «безвизе» плату. России – для привлечения большего числа туристов - нужно первым делом развивать туристическую инфраструктуру, заниматься маркетингом и продвижением России как туристического направления на международном рынке. Простое «прикручивание» электронной визы к слабой инфраструктурной базе в чем-то схоже с пятым колесом для «Лады-седан» - революцию не произведет. Вряд ли выглядит весомым «предостережение» Ростуризма, что «Россия недополучит около 1 млн туристов, а бюджет — около 100–110 млрд рублей», если не принять нормативные документы по электронной визе к 1 сентября 2020 года. На дворе турбулентный 2020 год – о каком упрощении визового режима можно говорить, когда многие страны вообще закрыли границы и не планируют их открывать, как минимум, до осени. Многие страны, в том числе и Россия, могут обложиться медицинскими справками, QR-кодами и пр., всячески регламентируя и затрудняя турпотоки. На этом фоне суета с настойчивым лоббированием электронных виз выглядит, выглядит как реклама стеклянных бус в госпитале для тяжелобольных. 23.05.2020, 11:12 | 1644 просмотров Категории: Визы, паспорта, формальности Тэги: электронные визы, россия |