Музеи-заповедники под С-Петербургом в финансовой «дыре» - им рекомендуют повышение цен

Музеи-заповедники под С-Петербургом в финансовой «дыре» - им рекомендуют повышение цен

Повышение цен и упование на бюджетную поддержку – большинство музеев не видят другого выхода из «ковидного кризиса».

Коронавирусные ограничения сильнее всего ударили по самым посещаемым музеям страны – «Царское Село», «Петергоф», «Павловск». Их бюджеты складываются из средств, полученных от продажи билетов, и субсидий Минкульта.

С июля по октябрь количество посетителей ГМЗ «Царское Село» упало на 80%, в «Петергофе» – на 61%, в «Павловске» – на 44%, сообщили в музеях.

В 2019-м и предыдущие годы музей-заповедник «Царское Село» самостоятельно зарабатывал 70% своего бюджета. За первые 8 месяцев 2020 этот показатель составил всего 17%.

В Петергофе собственные доходы музея за девять месяцев 2020 уменьшились в 8,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

В ГМЗ «Царское Село» в 2019 году побывали почти 4,18 млн человек (из них большая часть, 55% – иностранцы). Если брать самый посещаемый месяц – июль – то в 2020 году количество посещений упало в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом годом ранее (с 801 000 человек до 157 000).

ГМЗ «Петергоф» с 3 июля по 19 октября 2020 посетило всего 1,387 млн человек – 39% от аналогичного периода 2020 года.

ГМЗ  «Павловск» - за девять месяцев 2020 посетило 720 973 человека - на 43,62% меньше, чем за тот же период голом ранее (1 278 607 человек).

В сложившихся условиях музеям приходится экономить, кто на чем может – персонал, льготные билеты, ремонтные работы и др. Однако меры жесткой экономии не привели к ощутимым результатам - средств на нормальное существование в условиях «новой нормальности» все равно не хватает.

В то же время подавляющее большинство музеев не готовы к продлению времени работы и предоставлению доступа посетителей вне установленных часов работы. «За»  высказалась лишь половина московских музеев (50%), в регионах к идее отнеслись  еще более прохладно негативно – 44% в С-Петербурге, 34% - в регионах.

Музе должны ввести новый прейскурант с учетом затрат на противоэпидемические мероприятия – считают в Союзе музеев России. При этом «необходимо донести до посетителя музея эксклюзивность получаемой услуги, что обуславливает более высокие затраты на ее предоставление и, соответственно, более высокие цены на посещение».

В музеях нужно проводить больше тематических экскурсий, встреч с деятелями искусства и науки, концертов и кинопоказов, сделать эти активности регулярными, продавать на них абонементы.

Вместо аудиогидов и наушников посетителям предлагать использовать личные гаджеты, куда будут загружаться электронные карты маршрута, материалы с дополненной реальностью и пр.

Еще одно, прежде неиспользуемое для отечественных музеев новшество – внедрение «подвешенных билетов». Это разновидность фандрайзинга (благотворительности), направленная на помощь льготникам, для которых многие музеи отменили скидки. Суть в том, что  кто-то, желающий поддержать льготные категории, оплачивает билет на мероприятие, но не забирает его, а оставляет в особом билетном фонде, из которого кассир может выдать билет по предъявлению льготных удостоверений.

«Мы можем придумывать все что угодно – новые пространства, яркие события, но в условиях эпидемии все это не работает. Остается и дальше затягивать пояса, существуя в режиме жесточайшей экономии», – говорит директор «Царского Села» Ольга Таратынова.

06.01.2021, 23:15 | 198 просмотров

Категории: Достопримечательности

Тэги: музей, петербург, царское село, павловск, петергоф