Куда идет горнолыжный туризм

Куда идет горнолыжный туризм

Горы остаются. А лыжи?

Изменение климата сделало плохо прогнозируемой погоду и состояние (а то и вовсе наличие) снежного покрова на склонах.

Каково состояние дел на рынке горнолыжного туризма и каковы его перспективы в глобальном масштабе.

Эволюция горнолыжного туризма очевидна – еще 10-15 лет назад люди отправлялись зимой в горы конкретно, чтобы кататься на лыжах. И только. И заниматься этим  по-спортивному. Теперь все не так. Туристы едут кататься в горы, чтобы не напрягаться, а отдыхать и релаксировать, встретиться с друзьями, провести время с детьми и семьей. Люди стали меньше времени проводить на склонах, и владельцы курортов это сразу уловили и – чтобы удержать клиентуру – в горах стало появляться все больше спа-центров, террас для загорания, магазинов, ресторанов, детских площадок и др.

Собственно лыжи сделались фоном для загородного отдыха в горах. И даже не слишком обязательным элементом. Контингент «горнопляжников» все более разрастается и вытесняет «упертых» лыжников.

Не удивительно, что Club Med, например, опираясь на концепцию пляжно-солнечного «все включено», довольно легко зашел со своими клубами на горнолыжные курорты. То, что не нужно было хардкорным лыжникам, пришлось по душе «горнопляжникам».

Многим нынешним туристам важнее природа, свежий воздух и возможность «отключиться» от будней, чем то, какие подъемники и трассы имеются на курорте.

С одной стороны, такие запросы клиентов осложняют жизнь операторов горнолыжного отдыха, с другой – дают курортам возможность привлечь более широкую клиентуру (что особенно важно в условиях «сжатия» зимы и ледников).  А «более широкая клиентура» скорее ценит атмосферу apres-ski, чем адреналин на склонах.

Хорошим примером ориентации на семьи и детей является, например, стратегия курорта Серфаус-Фисс-Ладис в Австрии.

Одна из серьезнейших проблема горнолыжного сектора туризма сегодня (помимо, изменения климата и преференций клиентов) - слабое удержание новичков. Среди китайских «горнолыжников», например, ежегодно 80% - это новички. Зачастую они пробуют кататься на лыжах только один раз и на этом останавливаются. Общее число «как бы горнолыжников» каждый год вроде бы большое, но и отсев происходит огромный, повторных туристов на склонах очень мало.

Даже среди жителей альпийских стран новичков на склонов появляется и задерживается все меньше. У нового поколения нет родителей, которые учили бы его кататься на лыжах. В Швейцарии, Франции, Австрии, Великобритании, Бельгии, Нидерландах – наблюдается стагнация с числом любителей горных лыж.

При том, что надеяться на приток туристов из Китая – самонадеянно. Во всем мире, не только в Китае, перелет на дальние расстояния ради для катания на горных лыжах - не  типичный выбор туристов. «Трансатлантический» рынок горнолыжного туризма ограничен всего 500 000 человек в год.

В мире всего только около 15 миллионов человек катаются на лыжах за рубежом.

Логистика горнолыжных курортов тоже не всегда радует. Все-таки альпийские курорты планировались не на чистом листе бумаги, а исторически росли вокруг горных деревушек. Даже сегодня туристу нередко нужно припарковаться в одном месте, получить скипасы в другом, лыжи в прокате – в третьем, заселиться – в четвертом и т.д. Исторически жизнь горнолыжника сложилась непростой.

Еще  один вызов для горнолыжного рынка в Альпах, особенно во Франции – это «Брексит».

Наибольшее влияние «брексит» окажет на шале и апартаменты, пользующиеся особенным спросом у горнолыжников из Великобритании. До «брексита» этот сегмент обслуживал английский персонал, работавший по контрактам в Великобритании. Теперь обслуживание будет строиться по французским контрактам, что приведет к удорожанию сервиса в разы. Появляется риск, что просядет большой сегмент рынка.

Нехардкорные лыжники рассудят, что дешевле отдыхать на пляжах, чем в горах.

Важным  факторов выживания горнолыжных курортов стала всепогодность и всесезонность. Плохая погода в горах – альтернативно имеются аквапарки, бассейны, спа-центры. Не нравится зима? Приезжайте летом – хайкинг, велотуры и снова спа-центры, воды и т.д.

Такова эволюция горнолыжного туризма, ставшего скорее туризмом в горы.

02.02.2020, 23:09 | 1553 просмотров

Категории: Рынок

Тэги: ski, горные лыжи