Авиакомпании толкают туроператоров к банкротствуНелюбезное лето 2013 года … Что творится за кулисами туристического бизнеса, какая безжалостная мясорубка очерняет жизнь туроператоров. На эту тему особо не принято говорить, но … в новом проекте World Travel Biz «Трэвология» ведущие участники рынка поделятся своим мнением о том, то нужно знать для оценки текущего состояния рынка и его перспектив. Сегодня в гостях у проекта одна из самых известных людей на туристическом рынке С-Петербурга Наталья Рыкова, генеральный директор туроператора «Фламинго». И вот о чем нам удалось поговорить. Павел Баскаков, World Travel Biz (П.Б.): Наталья Владимировна, давайте начнем с общей картины рынка. Чем она написана - «маслом» или «кровью»? Скажите, насколько «убийственным», по вашей оценке, для туроператоров города был летний сезон 2013 года? Наталья Рыкова (Н.Р.): Это было сродни исполнению «смертельного номера» под куполом цирка. А если говорить просто, без метафор, то объективно 30% заявленных под туристов рейсов было укомплектовать нереально, даже по себестоимости. В С-Петербурге просто нет столько туристов. П.Б.: Демпинговые сражения за туриста продолжались большую часть лета. Насколько сильный финансовый удар приняли на себя туроператоры? Н.Р.: Практически все туроператоры вышли из летнего сезона 2013 с колоссальными убытками. Это можно скрывать, но факт остается фактом. Убытки первую очередь связаны с жесткими контрактными отношениями с авиакомпаниями. Авиакомпании просто не выпускали туроператоров из договоров без огромных штрафов. Я знаю туроператоров, получивших штрафы до 25% по всем программам на сезон, а из кипрской программы авиакомпания «Россия» вообще никого не выпускала. Соответственно, выводы о финансовом ударе для туроператоров города можете делать сами. Авиакомпании фактически толкали туроператоров к банкротству. П.Б.: И им было «наплевать», что будет с их партнерами? Н.Р.: А зачем о ком-то волноваться? Раз подписал договор – плати деньги. Мое мнение, что плачевные истории с «Капиталом», «Лантой», ТБЛ стали результатом то не только волюнтаризма их руководителей, но и продуктом подневольных отношений с авиакомпаниями. П.Б.: Резонно тогда задаться вопросом: А что дальше? Аукнется ли минувшее лето туроператорам так, как аукнулась Красной шапочке встреча с волком? И себя не уберегла, и бабушка пошла на хавчик. Н.Р.: Если туроператоры не справятся с обслуживанием кредитов, взятых на «латание летних трюмов» и овердрафтам по ним, то … Наталья Владимировна невольно делает паузу … Я не тороплю ее с продолжением. Можно представить, что скажет (или не скажет) человек после многозначительной паузы. Погода за окном неожиданно налаживается. Вместо моросящего дождичка проглядывают лучи солнца. Синоптики говорят, что на нашу долю выпал необычайно теплый ноябрь. … то мы узнаем об этом довольно скоро, - продолжает Наталья Владимировна, - уже до конца года. Н.Р.: У многих туроператоров задача сейчас набрать определенное количество бортов на зиму, организовать по ним продажу и оборот денежных средств, чтобы протянуть до начала летнего сезона. Тем самым удастся продлить существование компании. Ни о какой прибыли в этом контексте речь не идет. На повестке дня – не прибыль, а выживание. П.Б.: Ну а если это выживание окажется просто агонией перед лицом неизбежного … (Я тоже беру паузу, мы и так понимаем, о чем идет речь. Но мы, дружно, не хотим чрезмерно сгущать краски, «стращать» участников рынка и вообще «раскачивать лодку». Новый Год к тому же на носу, по которому сделано много предварительных броней. Стоит ли раньше времени сходить с ума, что может статься с этими бронями при не самом благоприятном развитии ситуации …) Н.Р.: Большая проблема в неумении и нежелании туроператоров договориться, заранее, о разумных сбалансированных объемах работы. П.Б.: А такое желание может появиться? Н.Р.: Иногда, может. Вот Италия – хороший пример. «Нева», «Верса», «TEZ Tour», «Фламинго» договорились и «сели» на один самолет с «Интуристом» – до Римини. И никто не пожалел. Такое решение дало возможность продавать итальянские программы, по крайней мере, по себестоимости. П.Б.: Да, примеры, сотрудничества имеются. Но их не так много, да и сотрудничество возникает не «до», а «после» «пожара» на рынке. Н.Р.: Некоторые крупные туроператоры верят, что могут играть долгами с отелями, а с рынком – демпингом. И прокатит. А другие – пусть «парятся», как хотят. Я думаю, пока не будет принято четкого анти-демпингового закона, порядка в туротрасли не будет никогда. Из-за того, что демпинг, цена – это ключевой рычаг, не нужен даже профессионализм турменеджеров. О чем им говорить с туристами? Где находится касса? У туроператоров сегодня просто нет иного выхода, как договариваться между собой. Удержаться на рынке можно только сообща. Либо на рынке останутся только 1-2 крупных туроператора с мощным административным ресурсом. И все. П.Б.: Наталья Владимировна, скажите - кончился ли рост на рынке? Так ли это, что число туристов, выезжающих из России, в 2014 году расти практически уже не будет? Останется только делить то, «что нажито». Н.Р.: Вряд ли рост будет, по крайней мере, в С-Петербурге он не предвидится. Отсутствие удобного и недорогого сообщения между городами Северо-Запада приводит к тому, что дешевле, регулярнее и удобнее ехать из Мурманска, Петрозаводска, Архангельск и т.д. в Москву и оттуда уже вылетать за рубеж. Например, некогда наши туры продавали 27 региональных компаний, а сейчас – только 1-2 . П.Б.: Начали и вы уже с коллегами по цеху переговоры в отношении объемов по Италии в летнем сезоне 2014? Разумных объемов. Н.Р.: Нет, пока все в процессе обдумывания. Сейчас все пытаются оптимизировать объемы и минимизировать затраты, чтобы подкопить силы к лету. И хочется коллегам поставить большие объемы, но и видится очевидный риск таких действий. П.Б.: Видимо, придется на что-то решиться под «диктатом» авиакомпаний. Н.Р.: Возможно, хотя владельцы туроператорских компаний все-таки в состоянии проявить силу воли, в той или иной степени. П.Б. Если говорить об Италии, «братской могилой» для туроператоров в 2014 году может вновь оказаться Римини? Заработать на этом направлении будет практически невозможно? Н.Р.: Если будет разумный подход к количеству перевозки, то можно зарабатывать даже на Римини. П.Б.: А Сицилия из С-Петербурга - как обычно: 2 рейса – хорошо, 3 – катастрофа? Н.Р.: Катания и Палермо – два рейса все предыдущие годы срабатывали отлично. Третий рейс действительно стал катастрофой. Просто нет столько туристов по этому направлению. Но свои лишние рейсы, просто N-ные по счету, могут быть и по любому другому направлению, будь это Турция или Испания. П.Б.: Если вовремя не договориться … Н.Р.: Мы как раз относим себя к тем разумным компаниям, которые всегда идут на переговоры с коллегами и готовы рассматривать целесообразные объемы перевозки, с коллегами в интересах всех. П.Б.: Пожелаю тогда вам таких плодотворных переговоров. Н.Р.: Спасибо. «Фламинго» всегда дорожило и дорожит своей репутацией и неравнодушно к общей ситуации на рынке. 17.11.2013, 13:45 | 2636 просмотров Категории: Новости туроператоров, Рынок Тэги: фламинго, наталья рыкова, интервью |